История

Материал из kitepedia
Перейти к: навигация, поиск

В Китае воздушные змеи стали использовать ещё в XIII веке[1].

В XIX веке Джордж Покок (George Pocock) использовал воздушные змеи на морских судах. Управление ими осуществлялось с помощью 4-стропной системы — такая же используется и сейчас в кайтсёрфинге. При этом была обнаружена возможность двигаться ещё и против ветра. Змеи обычно использовались в экстренных ситуациях.

Основной целью было задействовать их как альтернативный источник энергии и избежать уплаты налога на лошадиные силы («horse tax»), введённого в то время[2]. В 1903 году пионер авиации Сэмюэл Коди разработал воздушный змей, поднимающий человека, и успешно пересёк Ла-Манш в небольшой лодочке под воздушным змеем.

В 1937 году советские лётчики в составе первой воздушной экспедиции Север (экспедиция) при базировании на острове Рудольфа использовали парашют и лыжи для передвижения на аэродром находящийся на вершине острова, об этом упоминается в книге М. В. Водопьянова[3]

«Ещё недавно наши лыжники, когда ветер дул с зимовки на купол (купол острова) привязывали к стропам парашюта длинную верёвку и, ухватившись за неё, со скоростью ветра поднимались на аэродром»

В конце 1970-х разработчики Кевлар и Дайнима придумали систему воздушных строп и улучшили управление змеями. В 1978 году Айан Дэй на катамаране «FlexiFoil» под воздушным змеем развил скорость свыше 40 км/ч.

В 1980-е годы были отдельные, временами успешные, попытки скомбинировать воздушный змей с каноэ, коньками и водными лыжами.

В конце 1970-х — начале 1980-х годов два брата, Брюно и Доминик Легеню, с Атлантического побережья Франции, разработали воздушный змей для кайтсёрфинга и запатентовали первый надувной змей в ноябре 1984 года. С тех пор такая конструкция используется многими компаниями, производящими змеи.

В 1990 году Питер Линн опробовал трёхколёсный багги на змеевой тяге в Арджил Парке в городе Эшбертон, Новая Зеландия. Такие змей-багги стали очень популярны, и до 1999 года их было продано свыше 14 000 комплектов.

Развитие современного кайтсёрфинга Рослером в Америке и Легеню во Франции шло параллельно.

Билл Рослер, специалист по аэродинамике компании «Боинг», и его сын Кори запатентовали «KiteSki» — систему, которая включает водные лыжи и 2-стропный змей типа дельта. Он был оснащён системой запуска с воды и мог двигаться против ветра. В 1995 году Кори Рослер посетил Питера Линна в Новой Зеландии и продемонстрировал возможности своего изобретения на озере Клируотер в Эшбертоне. В конце 1990-х лыжи Кори эволюционировали в одинарную доску, похожую на доску для виндсёрфинга.

В 1996 году Лэрд Хэмилтон и Маню Бертен демонстрировали и популяризировали кайтсёрфинг на побережье острова Мауи (Гавайи).

В 1997 году братья Легеню разработали воздушный змей «Wipika» с надувным трубчатым баллоном и простой системой крыльев, что значительно облегчало перезапуск змея с воды. Брюно Легеню продолжал улучшать дизайн змеев, включая разработку змея Боу-змей, лицензии на который были проданы многим компаниям, производящим кайты.

В 1997 году Владимир Бобылев инициировал развитие кайтсёрфинга и всех видов современного кайтинга в России, на Украине, в СНГ организовав первый кайтсёрфинг клуб «Змеиное логово». Став первым официальным представителем кайтсёрфовых брендов «KiteSki» и «Wipika» на территории СНГ, России и Украины[4][5][6]

К 1998 кайтсёрфинг становится популярным спортом, и возникают несколько школ, где проводится обучение спортсменов. В СНГ Владимир Бобылев открывает первую кайтшколу «Змеиное логово». Первые соревнования прошли на Мауи в сентябре 1998 года; победителем стал Флэш Остин[2].

В 1999 году в рамках V Московского Международного Бот-шоу в выставочном павильоне на Красной Пресне в Москве, на выставке «Спорт и отдых 1999» Владимир Бобылев на стенде кайт-центра «Змеиное логово» впервые в России провел презентацию снаряжения для кайтсёрфинга, сноукайтинга, кайтбаггинга и кайтов для спортивного пилотажа[7].

В 1999 году Владимир Бобылев на спортивной выставке «СПОРТ-SPORT’99» провел первую презентацию оборудования для кайтсёрфинга, сноукайтинга, кайтбаггинга и кайтов для спортивного пилотажа в Санкт-Петербурге.

В 1999 году на мысе Казантип Владимир Бобылев провёл первый слёт российских и украинских кайтсёрферов «Морские Крылья».

В 1999 году в кайтсёрфинге доминировали однонаправленные доски, дизайн которых пришёл из виндсёрфинга. С 2001 года более популярными стали двунаправленные, похожие на доски для вейкбординга.

В 2001 году в Крыму прошёл первый открытый Чемпионат России по кайтбордингу. Первым Чемпионом России по кайтбордингу стал Владимир Бобылев, второе место занял Андрей Коротаев[8].

В 2001 году в Санкт-Петербурге на сёрф-стрит-фестивале «Свежий ветер» Владимир Бобылев стал «Лучшим из лучших» в номинации «Лучший кайтсёрфер 2001 года»[9][10].

В 2002 году Владимир Бобылев снял первый российский фильм о кайтсёрфинге «Кайтовый рай»[11][12].

4 декабря 2009 года Международная федерация парусного спорта ISAF признала кайтбординг парусным спортом. ВФПС — Всероссийская Федерация Парусного Спорта, признала решение ИСАФ для России. При ВФПС действует[13]. Теперь кайтбординг в официальном реестре Росспорта и в этом виде спорта можно получить спортивное звание.

20 апреля 2013 года Президиум ВФПС утвердил положение о комитете по виндсёрфингу и кайтингу[14].

В 2013 году в рамках Фестиваля «BeeKiteCamp 2013» на Бугазской косе были проведёны самые масштабные кайтсёрф-соревнования в России. В соревнованиях приняли участие спортсмены из России, Польши, Германии, Канады и Англии, в том числе команда «UK Crew», в составе которой был легендарный Аарон Хедлоу[15].

В 2013 году Россия впервые вышла на мировую арену кайтсёрфинга по волнам (вейврайдинга). На Чемпионат мира, проходящий на острове Мауи (Гавайи), был приглашён российский спортсмен[16] Сергей Мысовский, который занял там семнадцатое место.

В 2014 году кайтсёрфинг в дисциплине курс-рейс был включён в программу Кубка мира ISAF. В ноябре 2014 года 20 лучших спортсменов-гонщиков посетили главные соревнования мира яхтинга — Grand Final в Абу-Даби. Первое место среди женщин заняла уроженка Санкт-Петербурга Елена Калинина. Первым в мужском флоте стал британец Оливер Бридж.

В 2015 году русские спортсменки заняли две-трети подиума на Чемпионате мира в дисциплине курс-рейс. Елена Калинина вновь одержала победу и получила звание чемпионки мира, второе место заняла британка Стефания Бридж, третье место москвичка Анастасия Акопова. Чемпионом мира среди мужчин стал Максим Ночер, представляющий Монако, второй — британец Оливер Бридж, третий — поляк Блазек Озог.

День празднования принято считать 6 июля.